Контакты

"если хочешь кушать "мишку" - заведи себе сберкнижку" или богатая история любимых конфет. Экспертиза конфет: шоколад под вопросом Как приготовить конфеты мишка косолапый


Сложно найти того, кто хоть раз не видел бы картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» , будь то репродукция на стене или иллюстрация в школьном учебнике. Но большинство из нас знает ее по обертке от конфет «Мишка косолапый». Как произошло то, что на картине пейзажиста появились медведи, и признанный шедевр стали ассоциировать с конфетами – далее в обзоре.


Иван Иванович Шишкин считался в высшей степени мастером, когда необходимо было выписать каждый листочек, каждую травинку, но с изображением людей или животных у него дело не спорилось. Именно поэтому на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» медвежье семейство писал другой художник – Константин Савицкий.


Картину подписали оба художника, но когда ее отнесли заказчику Павлу Михайловичу Третьякову, тот скипидаром стер фамилию Савицкого, заявив, что заказывал полотно только у одного живописца.

Иван Иванович Шишкин получил за картину 4000 рублей. Одну тысячу он отдал Савицкому. Константин Аполлонович возмутился, что гонорар поделили не пополам, и в сердцах даже заявил, что его медведи занимают центральное место на картине, а лес является только фоном. Эти слова очень обидели Шишкина. Совместных картин художники больше не писали.


Примерно в тот же период, когда полотно «Утро в сосновом лесу» было представлено широкой общественности, на кондитерской фабрике «Товарищества «Эйнемъ» изготовили новый сорт конфет: покрытые шоколадом вафельные пластины с прослойкой миндального пралине. Возникла необходимость создания обертки для конфет, и тут взгляд владельца предприятия Юлиуса Гейтса случайно упал на репродукцию картины Шишкина. Решение было найдено.


После Октябрьской революции конфетную фабрику национализировали и переименовали в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет в скобках дописывали «бывш. «Эйнемъ», настолько популярна была торговая марка. Конфета «Мишка косолапый» стала любимой сладостью советских граждан. Со временем картина Шишкина стала ассоциироваться с оберткой, а ее название упростили до «Трех медведей», хотя на полотне их четыре.

Иван Иванович Шишкин запомнился потомкам не только полотном «Утро в сосновом лесу». Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои картины красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. настолько реалистичные, что кажется, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.

Вопреки общему мнению моих друзей, которые в курсе моего музеологического прошлого, важнейшим из искусств для меня является не живопись или архитектура, а искусство декоративно-прикладное: стекло, фарфор, текстиль, мебель и т.д. История вещей и быта, промышленный дизайн, рекламная графика - вот что возбуждает мой исследовательский интерес и заставляет просидеть весь день за компьютером в поисках ответа на какой-нибудь зацепивший вопрос. Например, сегодня вопрос был такой: «Почему Шишкина поставили на фантик»? Казалось бы, где медведи, а где шоколад. А все началось с того, что муж мой любит конфеты «Мишка косолапый». По традиции на новогодние праздники я обычно покупаю мешок любимых в семье конфет: себе - «Осенний вальс», «Птичье молоко» и батончики, а Михаилу Ивановичу - «Мишек». И вот сижу я утром, пью чай с конфетами и как кэролловская Алиса рассуждаю: « Едят ли кошки мошек Миша любит «Мишек». И Шишкин один из его любимых художников, как я ни билась обратить его внимание, к примеру, на Врубеля. Вот интересно, а почему конфеты называются «Мишка косолапый», а не «Утро в сосновом лесу», как называется собственно сама картина? И почему Шишкин? И кто в таком случае является дизайнером обертки? Не сам же Шишкин - должен был быть кто-то на производстве, промышленный дизайнер-график, который разработал макет фантика. И понеслось - весь день я погружалась в сладкий мир кондитерского производства, советского промышленного дизайна и коллекционирования фантиков. Кстати, коллекционирование фантиков от конфет называется «сакуломистика» от лат. sacculum "мешок". Наверняка вы этого не знали ))


"Мишка Косолапый" - самая старая по рецепту и упаковке конфета, которую производят на фабрике «Красный октябрь». Как известно, «Красный октябрь» был образован в 1922 году в результате национализации «Фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений «Эйнем». Надо сказать, что до появления в России в 1867 году фабрики Теодора Фердинанд фон Эйнема ни конфеты, ни шоколад не имели названия. Шоколад обозначался цифрами и упаковывался в фольгу. Покупатели различали его либо по номерам, либо по цвету фольги. Именно Эйнем в тандеме со своим компаньоном Юлиусом Гейсом положили начало рекламе в кондитерской сфере. Особое внимание уделялось звучным названиям: «Ампир», «Миньон», шоколад «Боярский», «Золотой ярлык». На гордо реявших над городом дирижаблях красовались надписи, которые призывали покупать шоколад Эйнема. Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса монпансье» или «Кекс-галопа». Для изготовления рекламы и упаковки фабрика Эйнема привлекала лучших художников того времени, таких как Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа.


Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и просвещала. Создавались красочные серии шоколада и конфет на различные темы: в коробки с конфетами вкладывалась коллекционная карточка, на одной стороне которой покупатель видел картинку, а на другой мог прочесть краткую статью энциклопедического характера. Существовали серии «Охота в России», «К 300-летию царствования дома Романовых», «1812 год», «Памятники России», «Клады земли и моря», но нас в данном случае больше всего интересует серия из 12 карточек «Русские художники и их картины», в которую вошло интересующее нас «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, написанное в 1889 году и приобретенное Павлом Третьяковым для своей галереи в том же году.

Нет, он не Шишкин, он другой - это Васнецов. А исторической карточки с Шишкиным в архивах интернета не нашлось.


Серия карточек «Русские художники» вкладывалась в наборы конфет, покрытых шоколадной глазурью, с пралиновой начинкой, помещенной между двумя хрустящими вафлями. Пралине - это миндаль, растертый с сахаром с добавлением какао-масла, очень распространенное лакомство в Германии, на родине Фердинанда Теодора фон Эйнема. Если не считать заменителей какао-масла, эмульгаторов и ароматизаторов, рецептура конфеты за эти годы не изменилась. Серия «Русские художники» вышла в 1896 году, так что рецепту «Мишки» в этом году исполняется 120 лет. А вот что касается собственно названия «Мишка косолапый» и дизайна обертки, то здесь самое интересное впереди.

«Утро в сосновом лесу» (а не «Мишки в сосновом бору»). 1889 г.
Худ. И. Шишкин (мишек писал Константин Савицкий, как мы все хорошо знаем, но поскольку Третьяков при покупке велел стереть его подпись с картины, останемся в классической версии единоличного авторства Шишкина).
Государственная Третьяковская галерея


Практически одновременно с выпуском тематической серии карточек «Русские художники» шедевр Шишкина оказался уже на индивидуальной конфетной обертке, а не на карточках-вкладышах. В Музее истории шоколада и какао «МИШКа» на Малой Красносельской, д.7 в Москве хранится ценнейший экспонат - подлинный фантик "Мишки косолапого" рубежа XIX-XX веков, за которым музейщикам пришлось погоняться по аукционам. Название «Мишка косолапый» родилось, видимо, вместе с дизайном фантика. Когда это произошло - точно сказать сложно, но музейный фантик датируется серединой 1890-х годов. Однако этот фантик, хоть и повторяет полотно Шишкина, еще не является «тем самым» - с медвежатами на бирюзовом фоне. Авторство знаменитого дизайна «мишкиной» обертки принадлежит художнику Мануилу Андрееву, который в 1913 году поместил на обертку сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал шестиконечные Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на Рождество.

«Мишка косолапый» фабрики «Эйнем». Худ. М. Андреев. 1913 год


После 1917 года рисунки и шрифты для этикеток и упаковок заимствовались со старых, «дореволюционных» образцов, поэтому конфета «Мишка косолапый» в обертке по рисунку М. Андреева и по первоначальному рецепту производилась с 1925 года уже на фабрике «Красный октябрь» после национализации «Эйнема».

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ КУШАТЬ "МИШКУ", ЗАВЕДИ СЕБЕ "СБЕРКНИЖКУ

«Мишка» производства «Красного октября» пользовался большой популярностью, экспортировался и стоил в Моссельпроме (пищевой трест Московского совнаркома, объединивший под своим началом кондитерские, мукомольные, пивоваренные и табачные фабрики Москвы), довольно дорого - 4 рубля за килограмм, это были самые дорогие конфеты той поры. Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган, который тут же был запечатлен на фантике: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку». Это было единственным нововведением советской эпохи - бирюзовый фон, орнамент из ёлочек, медведи и даже вифлеемские звезды остались на своих местах.

Обертка «Мишки косолапого» производства
фабрики «Красный октябрь».
Нач. 1920-х гг. Худ. М. Андреев.


Кстати, определенную знаковость для массовой потребительской культуры, которую приобрели «Мишки» с начала выпуска на «Красном октябре» в 1925 году, иллюстрирует тот факт, что художник Александр Родченко изобразил именно эту конфету на стене знаменитого конструктивистского здания «Моссельпрома» в Москве. Помимо «Мишки косолапого» на стенах дома красовалась реклама молока и пива «Друг желудка», папирос «Герцеговина Флор» и знаменитый слоган Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме».

«Дом Моссельпрома» в Калашном переулке в Москве.
Арх. Н. Д. Струков, панно - худ. А.М. Родченко и В. Ф. Степанова.
1925 г. В качестве примера «конфект», продающихся в Моссельпроме, приведен именно «Мишка косолапый».


Во время Великой отечественной войны производство кондитерских изделий на фабрике «Красный октябрь» было практически остановлено: выпускались шоколадные плитки «Гвардейский» и «Кола» с повышенным содержанием теобромина и кофеина, производились концентраты каш и сигнальные шашки. Тем временем автор знаменитой этикетки 1913 года Мануил Андреев, став одним из родоначальников российского промышленного дизайна, выполняет заказы для винодельческой, парфюмерной, табачной, чайно-кофейной и консервной промышленности. В 1944 году он становится членом Московского Союза художников и преподает рисунок молодым художникам-графикам, среди которых был Леонид Челноков - будущий главный художник фабрики «Красный октябрь».

Главный художник фабрики «Красный октябрь» Леонид Челноков.
1960-е гг.


В 1930-е годы Челноков под руководством Константина Юона занимался в «рабочей студии» при ВЦСПС. Юон, хоть и известен нам по картинам в Третьяковской галерее как пейзажист-традиционалист, возглавлял разработку рекламных плакатов и упаковки в «Моссельпроме». Отслужив в армии и пройдя войну, Челноков вернулся в Москву и по совету своего учителя Мануила Андреева решил попробовать себя на ниве «производственного искусства». Надо сказать, что отец Челнокова Константин Петрович возглавлял в то время литографию фабрики «Красный октябрь», то есть руководил производством упаковки, дизайн которой его сын будет разрабатывать на протяжении 40 лет. А пока начинающего промграфика Леонида Челнокова приняли в штат специализированной художественной мастерской «Главкондитер», находившейся в ведении «Красного октября», где он и проработал 42 года - сначала рядовым оформителем, а затем - главным художником. В мастерской «Главкондитера» он оформлял продукцию московских фабрик «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», «Ударница» и фабрики им. Бабаева.
Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь», Челноков восстановил и переработал этикетки, созданные еще до революции его учителем Мануилом Андреевым для фабрики «Эйнем»: «Золотой ярлык», «Садко», «Вишня в шоколаде», «300-летие Дома Романовых» и, конечно, «Мишка косолапый». В 1958 году он нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, на которой «Красный Октябрь» получил Высшую награду. Челноков упростил цветовую гамму первоначальной обертки, сделав «ёлочки» из зеленых бирюзовыми - в цвет фона, убрал декор вокруг надписей и неактуальные вифлеемские звезды. Не могу сказать, что такое упрощение мне нравится - я как раз больше за классическую версию Андреева с вифлеемскими звездами, но художнику виднее - подобный подход мог быть продиктован особенностями производства бумажной упаковки, экономией краски, эстетическими требованиями эпохи в конце концов.

Обертка «Мишки косолапого» образца после 1958 года. Худ. Л. Челноков.


С этого времени «Мишку» стали выпускать многие кондитерские фабрики СССР, создавая свою вариацию обертки. Пользуясь тем, что «Мишка косолапый» не был запатентован, в начале 90-х годов его стали выпускать даже в США. Во второй половине 90-х годов приоритет в использовании товарного знака «Конфеты «Мишка косолапый» Роспатент закрепил за «Красным Октябрем».
За время работы на «Красном октябре» Леонид Челноков создал сотни эскизов коробок для конфет и конфетных оберток: "Незнайка", "Раковые шейки", "Ну-ка, отними!", "Петушок", "Красный мак", "Стратосфера", "Бенедиктин", "Коровка", "Чебурашка", "Кис-кис", "Трюфели", "Лимонные". Наверно, большинство оберток советских конфет, которые мы помним, созданы именно Леонидом Челноковым. Помимо этого он был замечательным художником, его пейзажи и натюрморты находятся во многих частных коллекциях.

«Красный октябрь» продолжает выпускать карамель «Раковые шейки» в обертке по эскизу Л. Челнокова. Кстати, если раньше меня смущало это название, то теперь не смущает - помимо «раковых шеек», были еще «гусиные лапки» и «утиные носы». Откуда такая любовь к птичьей анатомии в советской кондитерской промышленности - для меня загадка.


КАК РОДИЛАСЬ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
В 1955 году директор «Красного октября» вызвал старшего мастера шоколадного цеха Николая Виноградова и приказал ему срочно изготовить крупную партию конфет "Мишка косолапый". На что получил ответ - "практически это невозможно, кончились запасы миндаля". Директор заявил, что это его мало интересует, делайте из тех орехов, которые есть. Виноградов снял халат и отказался делать халтуру. В конечном итоге была изготовлена пробная партия конфет, где вместо миндаля использовали арахис. Конфеты всем понравились, но назвали их "Красная Шапочка".
ПРОЩЕ - НЕ ЛУЧШЕ

Я говорила, что мне не понравилась тенденция 1950-х к упрощению изображений на обертках? Забудьте - то были цветочки. В наше время эта тенденция перешла нулевую отметку в разряд антихудожественного минуса. Видимо это такая же подделка под обертку, как и находящийся внутри суррогат из искусственных добавок и консервантов - подделка под «те самые конфеты». Для примера - «Белочка» тогда и сейчас.

«Белочка» тогда

О конфетах «Мишка косолапый» не писал разве что ленивый. Этот продукт сопровождает нас с детства, все его ели, все знают, он постоянно мелькает на прилавках магазинов. У этих конфет поистине впечатляющая история. Для меня, например, было открытием, что конфеты «Мишка косолапый» — это продукт не советских кондитеров (я думала, что конфеты были изобретены на заре строительства коммунизма, в 1920-30-е годы), а фабрики «ЭйнемЪ» — предшественника «Красного Октября». Сразу стало понятно присутствие в конфетах пралине. Основатель «ЭйнемЪ» был немцем, а изделия из миндаля, к которым относится и пралине, являются распространенными в Германии сладостями.

(фото найдено в интернете)

Но приступим к самим конфетам — тому, что сейчас выпускается под этим именем фабрикой «Красный Октябрь» . Начнем, как всегда, с изучения сайта производителя — «Красного Октября». Описание этих конфет на сайте дословно выглядит так: «нежное пралине из жареного тертого миндаля с ароматом ванили между слоями вафель». А вот такое оно на фантике: «конфеты глазированные шоколадной глазурью с начинкой между слоями вафель». Казалось бы, мелочь: тут пралине из жареного миндаля, а тут — всего лишь «начинка», без уточнения ингредиентов ее слагающих. Но я не считаю это маловажной информацией, поэтому запомню этот пунктик и вернусь к нему, когда буду рассматривать собственно начинку.

Конфеты, по крайней мере, те, которые оказались у меня, производятся в Москве, на Красносельской, то есть по новому адресу фабрики — на производственной территории концерна «Бабаевский». Допускаю, что конфеты под этим же названием выпускают для «Красного Октября» и на других фабриках, входящих в концерн «Объединённые кондитеры», но я пока таких не видела, поэтому утверждать не берусь.

Оформление обёртки мне нравилось всегда. Всё-таки советские дизайнеры (или тогда их называли художниками?) понимали толк в красоте. Фантик легко узнаваемый, не перегруженный разными ненужными деталями, лаконичный, контрастный.

Я рада, что фабрика «Красный Октябрь» не стала модернизировать дизайн и оставила его практически без изменений (минимальные изменения всё-таки есть: фоновый цвет и шрифты). Не подвела и типографская работа: изображение не «плывет», буквы даже в маленьком кегле легко читаются, для обертки используется отличная бумага.

Глазурь, покрывающая конфету, меня расстроила. Я не ожидала, что на таких легендарных и, прямо скажем, не самых дешевых конфетах производитель будет экономить. Да, я понимаю, что сейчас никуда без пальмового масла (и судя по составу, не только без него одного), но даже с ним некоторым производителям удаётся изображать более приемлемую глазурь. У «Красного Октября» она никакая. То есть вообще никакого вкуса, кроме чрезмерной сладости, глазурь не имеет. Она не насыщенная, не оставляет приятного послевкусия, характерного для качественного шоколада. Она совсем не тает во рту — её надо именно жевать. Единственное, что она даёт — это приторность, которую хочется быстрее запить водой.

Глазурь покрывает конфету более или менее ровно, хотя и не без огрехов.

Теперь начинка. Которая «пралине». Учитывая, что пралине — это смесь из жареного тертого миндаля с сахаром, я пыталась уловить в «Мишке» хоть намёк на миндаль — пусть уж не вкус, так хотя бы аромат. Но нет, бесполезно. Нет ничего — ни вкуса, ни аромата — просто сладкая масса. О содержании в начинке миндаля можно «догадаться», только ознакомившись с составом, то есть поверив своим глазам, а не вкусовым рецепторам. Поэтому, возвращаясь к тому пункту о разнице между «пралине» и «начинкой» во втором абзаце этого поста, я всё-таки склоняюсь к употреблению по отношению к этим конфетам последнего слова. Именно «начинка».

Консистенция начинки недопустимо жесткая. Вафли от такой жесткой начинки, понятное дело, легко отсоединяются, деля конфету на три части: две из них — это вафли с глазурью, а одна часть сама начинка. Ансамбля не складывается, потому что поедать конфету приходится вот этими самыми частями, а не полностью. Такое легкое отсоединение вафель от начинки я считаю признаком некачественной начинки. Технологам надо что-то придумать, чтобы обеспечить начинке бОльшую пластичность.

Единственное, к чему нет претензий (кроме фантика) — к вафлям. Но и то, потому, что я не почувствовала их вкуса вообще. Впрочем, его, наверно, и не должно быть. Я не знаю, для чего они присутствуют в рецепте, но могу предположить, что вафли здесь должны играть роль некой жесткой хрустящей структуры, которая создает контраст с пластичной начинкой. Но так как начинка далека от идеала, то и функция вафель нивелируется.

Я рискую вызвать гнев поклонников конфет «Мишка косолапый», но то, что выпускает под этим именем «Красный Октябрь», покупать не рекомендую.

Но с другой стороны, я и не буду поддерживать модный нынче тренд, что, мол, в советские годы конфеты были настоящими, а сейчас они испортились. Возможно, так оно и есть — раньше конфеты были и вкуснее, и качественнее, а сейчас их не спасает даже громкое имя. Но скажу одно — в своём советском детстве я тоже не понимала прелести этих конфет.

Информация о конфетах «Мишка косолапый»

Состав : шоколадная глазурь (сахар, какао тертое, эквивалент какао масла (растительные негидрогенизированные масла (пальмовое, ши, иллипе, подсолнечное)), какао-порошок, эмульгаторы: лецитин соевый Е476, ароматизатор «Ваниль»), сахар, ядро ореха миндаля тертое, масло какао, вафли (вода питьевая, мука пшеничная хлебопекарная, масло подсолнечное рафинированное дезодорированное, соль, эмульгатор лецитин соевый, разрыхлитель гидрокарбонат натрия), антиокислитель аскорбиновая кислота, ароматизатор «Ваниль».

Пищевая ценность в 100 г: белки — 6,0 г, жиры — 30,0 г, углеводы — 58,0 г, пищевые волокна — 3,4 г.
Энергетическая ценность в 100 г: 530 ккал.

Шоколад — изделие, получаемое на основе какао-продуктов и сахара, в состав которого входит не менее 35% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 18% масла какао и не менее 14% сухого обезжиренного остатка какао-продуктов.

Для горького шоколада: не менее 55 % общего сухого остатка какао-продуктов и не менее 33 % масла какао.

Для темного шоколада: не менее 40% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 20 % масла какао.

Шоколадная глазурь — это глазурь, в состав которой входит не менее 25% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 12% масла какао.
Кондитерская глазурь — это глазурь, состоящая из сахара, какао-продуктов и жира — заменителя масла какао лауринового или нелауринового типа.

  • В маркировке конфет «Коровка» («РотФронт»), «Мишка на севере» (Фабрика имени Крупской), «Мишка косолапый» («Красный Октябрь») также указано, что они покрыты шоколадной глазурью.

Но на деле глазурь здесь оказалась не шоколадной, а кондитерской. Согласно проведенным экспертами расчетам (основанным на массовой доле сухого обезжиренного остатка какао и известном содержании масла какао в какао тертом и какао-порошке), масла какао в глазури каждого из трех образцов, минимум, в два раза меньше, чем нужно, чтобы глазурь можно было смело назвать шоколадной (не менее 12%).

За некорректное наименование глазури образцы «Мишка на севере» и «Мишка косолапый» занесены в Список товаров с замечаниями.

  • В маркировке конфет «Коровка» («РотФронт») было выявлено еще одно несоответствие фактическому составу.

В маркировке этих конфет указано, что в составе глазури — довольно дорогой эквивалент масла какао. Судя по результатам экспертизы, вместо него в глазури содержится смесь растительных жиров со значительной примесью гораздо более дешевого кокосового или пальмоядрового масла. Об этом говорит количество лауриновой кислоты — 3,2%. Между тем, согласно техническому регламенту на масложировую продукцию, содержание лауриновой кислоты в эквиваленте масла какао должно быть не более 1%.

«Мишка косолапый» - конфеты родом из нашего детства. Но мало кто знает, насколько старый рецепт у этого лакомства. Сейчас его изготавливают на московской кондитерской фабрике «Красный Октябрь». Но косолапые мишки достались советскому пищепрому от прежнего, буржуазного хозяина - Теодора Фердинанда фон Эйнема. А каков состав конфет сейчас? Повлияло ли на него появление всяческих эмульгаторов и стабилизаторов, красителей и усилителей вкуса? Это мы рассмотрим в нашей статье.

Как Шишкин приобщился к появлению конфет

Фабрика Эйнема появилась в России в девятнадцатом веке, а именно в 1867 году. Производитель шоколад паковал в разноцветную фольгу и давал простые номера. А вот что касается конфет, он проявлял творческую фантазию, называя их звучными именами: «Золотой Ярлык», «Миньон», «Ампир». Выпускались эти сладости в коробках. Поскольку покупатель любит все новое, Эйнем стал выпускать серийные конфеты. В коробочки он вкладывал коллекционную карточку с красивой картинкой на одной стороне и энциклопедической информацией на обороте. Были разнообразные серии: «Дары моря и земли», «История охоты в России» и т. д. И вот однажды Эйнем выпустил новую серию шоколадных конфет. Называлась она «Русские художники и их картины». Серия состояла из двенадцати карточек. И одной из них была репродукция картины Шишкина «Утро в сосновом лесу». Серия вышла в 1896 году. Так что «Мишка косолапый» - конфеты достаточно солидного возраста. Им уже больше ста двадцати лет.

Старинный рецепт сладости

Вся серия, посвященная картинам русских художников, была одинаковой. То есть разные карточки вкладывались в коробки произвольно. Был в этой коллекции и «Витязь на распутье» кисти Васнецова, и другие известные работы отечественных мастеров. Но из них всех в историю русского кондитерского мастерства вошел только Шишкин со своим «Утром в сосновом лесу». Намного позже сладость получила название «Мишка косолапый».

Конфеты (состав десерта был дорогостоящим) эти могли позволить себе далеко не все граждане. Между хрустящими тонкими вафельками помещалось пралине - растертый в муку миндаль с сахаром и какао-маслом. Вся конфета была покрыта шоколадной глазурью. Пралине - излюбленное лакомство в Германии, а Эйнем был немцем. Поскольку миндаль - орех дорогой, то и конфеты стоили недешево. Большинство населения могло их позволить себе только в светлый праздник Рождества. А потому и первые фантики были украшены Вифлеемскими звездами.

Обретение обертки

Конфеты из серии «Русские художники» очень полюбились публике. Однако купить целую коробку было порой слишком дорого. Поэтому Эйнем на рубеже двадцатого века наладил выпуск развесных конфет. Каждую из них надо было упаковать в отдельную обертку. И из всех двенадцати открыток он выбрал знаменитую работу Шишкина. Конечно, ее стилизовали под обертку. Убрали пейзаж, оставили только трех медвежат. Тогда же появилось и название сладости - «Мишка косолапый». Конфеты приобрели современный дизайн в 1913 году. Художник Мануил Андреев нарисовал медведицу и трех ее детенышей на бирюзовом фоне в обрамлении еловых веточек. Вифлеемские звезды также «перекочевали» на фантик. После революции фабрику Эймена национализировали и переименовали в «Красный Октябрь». Но конфеты под названием «Мишка косолапый» продолжали выпускать по дореволюционному рецепту и в тех же обертках. И они продолжали пользоваться той же популярностью.

«Мишка косолапый» (конфеты): «Красный Октябрь» и Маяковский

Как только мир стал торговать со Страной Советов, этот вид сладостей начали экспортировать. Для изготовления кондитерских изделий использовались только отборные продукты. Килограмм конфет «Мишка косолапый» поэтому стоил четыре рубля - неслыханные в те времена деньги. Этот продукт из-за высокой цены стал неким эквивалентом благоустроенной жизни. Великий советский поэт Владимир Маяковский придумал меткий слоган: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе сберкнижку». Несмотря на то что этот девиз был призван побудить граждан вкладывать накопления в банк, он был перенесен на этикетку дорогостоящей конфеты. И это сработало!

Чем современный «Мишка косолапый» отличается от своего предшественника

В ту счастливую пору, когда человечество еще не знало эмульгаторов и стабилизаторов, а для того, чтобы придать вкус продукту, изготовитель клал в него натуральные составляющие, конфеты делались из вафель, тертого миндаля, смешанного с какао-маслом, и чистого шоколада. Рецептура не поменялась и после революции 1917 года. Но вот прошло много лет, век химии вступил в свои права, и это самым прискорбным образом повлияло на состав конфет «Мишка косолапый». «Красный Октябрь» сейчас использует для шоколадной глазури вместе с каноничными какао и сахаром негидрогенизированные подсолнечное, пальмовое масло, а также иллипе и ши. Вместо прежнего «пралине» теперь на этикетке значится «начинка». Из чего же она состоит? Тертый миндаль, сахар и какао-масло там по-прежнему есть. Но теперь к ним добавились ароматизатор «ваниль», Е-476 и соевый лецитин. Химия проникла даже в вафли. Чтобы продлить их свежесть, в тесто добавляют эмульгатор Е322 и антиокислитель Е306. Ванильным привкусом вафли обладают благодаря «ароматизатору, идентичному натуральному». И под конец ОАО «Красный Октябрь» нехотя признается: «Возможно присутствие арахиса, фундука и молочных продуктов».

Потеря популярности

Как видим, всеми любимый в детстве десерт уже не тот. И удешевление ингредиентов никак не сказалось на цене. «Мишка косолапый» - конфеты, которые стоят более чем дорого - около восьмисот рублей за килограмм. Популярность их сохраняется разве что по инерции. Многие люди покупают кондитерские изделия бренда, помня, какими вкусными они были раньше. На волне популярности «Мишка» перебрался и в другие республики бывшего Союза. Там ведь тоже жива память о конфетах кондитерской фабрики «Красный Октябрь». В Украине импортируемый из России продукт стоит четыреста восемьдесят гривен за килограмм - около двадцати долларов. Поэтому Харьковская бисквитная фабрика наладила производство конфет «Ведмедик клишоногий». Причем этикетка сладости осталась идентичной российской. А состав очень похож на традиционный.

Польза и вред продукта

Калорийность конфеты «Мишка косолапый» зависит от ее состава. А поскольку продукт с таким названием выпускает не только ОАО «Красный Октябрь», но и «Рот Фронт», рецептура меняется. Некоторые производители за рубежом используют в начинке мед, что, конечно, увеличивает полезные свойства сладости. Давайте изучим пищевую ценность ста граммов этого популярного в народе десерта. Углеводов в нем целых 58,6 г, то есть больше половины. Жиры составляют 30 г. А белков всего 6 г. Что касается энергетической ценности ста граммов продукта, то она составляет 530 ккал. Это довольно много. Так что, если не хотите превратиться в неуклюжего медведя, следует ограничить себя в употреблении этой сладости. Калорийность 1 конфеты «Мишка косолапый» составляет восемьдесят единиц.

Что говорят потребители о продукте

Сколько ностальгии по прежнему очаровательному вкусу звучит в отзывах! Современные конфеты можно есть, пока они свежие. Тогда вафли, по крайней мере, не отлипают от начинки, а та не крошится, сохраняя пластичность. Потребителей очень разочаровывает глазурь. Она не тает во рту. Пальмовое и другие масла (которых в шоколаде быть не должно) оставляют приторный привкус во рту. Мнение потребителей единое: производителю следует придерживаться прежней рецептуры.

Понравилась статья? Поделитесь ей